Что такое возраст? Влияют ли возрастные особенности на формирование индивидуальности? (продолжение 12.11.2013)

Физическое детство, то есть период созревания организма тесно связано с детством социальным, с вхождением в человеческий мир. Определяемое созреванием организма до того уровня когда индивид оказывается способным к продолжению рода, физическое детство характеризуется зависимостью от взрослых и продолжается относительно недолго. Несколько веков назад считалось, что если ребенок может обходиться без постоянной заботы матери, няньки, кормилицы, он уже вырос. У низших животных вообще нет периода детства; рождаясь, они владеют всеми необходимыми для существования инстинктивными формами поведения. Чем сложнее по своей биологической организации вид, тем более длительный период его новорожденному представителю нужен для того, чтобы при помощи взрослых особей овладеть прижизненно формируемыми способами реагирования на окружающее, сформировать не передаваемые по наследству механизмы взаимодействия с миром.

Ребенок появляется на свет самым неприспособленным, самым уязвимым существом. Его не спасут инстинктивные программы, если рядом не окажется внимательный, чуткий взрослый. Почему природа распоряжается столь несправедливо? Почему Гадкий Утенок из знаменитой сказки Г.-Х, Андерсена смог выжить в чужом и даже враждебном мире, а представитель высшего рода «человек разумный» весь во власти случайных обстоятельств? Такой несвободой человеческий детеныш расплачивается за неограниченность возможностей своего дальнейшего развития. Жесткие наследственные предписания не ограничивают его жизненного пути. Отсутствие предопределенности каждого шага оборачивается богатством выборов.

В далекие исторические эпохи, когда были все основания говорить о детстве человечества в целом, для индивидуального детства времени почти не было. Да и сейчас в обществах, стоящих на низ­ких этапах развития, малыши рано включаются в трудовую дея­тельность взрослых и воспринимают себя полноправными участ­никами общественного производства. В странах же высокораз­витых детство становится все более продолжительным, что имеет помимо положительных и отрицательные последствия. Наши жалобы на инфантильность, несамостоятельность молодежи, на ее безответственность, иждивенческие настроения - это обо­ротная сторона возможностей цивилизации. Общество может себе позволить роскошь детства, измеряемого двумя, а то и тремя десятилетиями. За это время человек успевает многому научиться, но одновременно он непростительно долго остается не у дел.

Психологический возраст сегодняшних восемнадцатилетних в большинстве своем ниже паспортного, причем эта тенденция сохраняется чуть ли не до сорока лет. В конце концов, ведущая деятельность – вот что определяет ту или иную стадию возрастного развития. Пока есть возможность не трудиться, а играть, пока ответственность за происходящее лежит на чьих-то плечах, будет продолжаться детство.

Социальное детство зависит от общественно-исторических условий,в которых развивается ребенок. В это время он должен стать человеком, не просто половозрелым индивидом, а полноценным членом общества, личностью. Чтобы жить в обществе, ему не достаточно того, что дается от рождения. О роли человеческого окружения в социализации свидетельствует судьба детей, почему-либо оказавшихся в изоляции.

Психологи говорят о существовании так называемых сензитивных периодов, т. е. этапов особой восприимчивости, чувствительности, отзывчивости на совершенно определенные внешние факторы. Если такой период почему-либо упущен, наверстать, догнать сверстников на других возрастных этапах уже достаточно сложно.

В детском возрасте, когда закладывается стиль жизни, устанавливаются основы для последующего развития детей, сензитивных периодов особенно много. На втором году малыш с фантастической скоростью овладевает языком или даже двумя-тремя языками, если растет в атмосфере многоязычия, когда члены семьи говорят с ним и по-русски, и по-украински, и, к примеру, по-английски. Те, кто начал изучать английский уже будучи взрослым, хорошо знает, сколько времени и сил требуется для овладения им хотя бы частично, в то время как в детстве все происходит почти незаметнодля малыша. То же самое и с обучением чтению в старшем дошкольном возрасте или фигурному катанию, езде на велосипеде. Справедливости ради отметим, что при всей важности сензитивных периодов для психического развития ребенка, и в данном случае существуют очень значительные индивидуальные отличия. Мир знает и талантливых фигуристов, и виртуозных скрипачей, которые начали обучение гораздо позднее общепринятых сроков. Есть и люди, знающие множество языков, которые в раннем детстве усваивали лишь один.

Родители могут воскликнуть: так сообщите нам точно, когда учить, какой возраст сензитивен для наших влияний, и тогда семья наконец сможет выполнять возложенную на нее функцию важнейшего института социализации! Но наука еще далека от таких открытий, и огорчаться этому не следует. Ведь речь мы сегодня ведем о неповторимой, своеобразной и уникальной индивидуальности, и надежды на универсальные рецепты оправдаться не могут.

С одной стороны, существуют загадочные сензитивные периоды развития индивидуальности вашего малыша, с другой, переход, с одной возрастной стадии на другую, смена видов деятельности происходит в соответствии с тем, как каждая конкретная семья понимает на том или ином этапе свою основную задачу. Иногда мы сами не замечаем, как начинаем уделять внимание формированию какого-либо навыка, и видим ощутимые успехи. Почему? Да потому, что каждый родитель имеет определенные представления о том, каким должен быть его ребенок в том или ином возрасте, чего от него ждать и требовать, за что поощрять, чем восхищаться.

Малышка удивляет гостей своим умением безошибочно отличать манную крупу от пшеничной или овсяной, муку от сахара или соли. Она может самостоятельно насыпать кофейные зерна в электрическую кофемолку и смолоть их, а затем пересыпает кофе в кофеварку. Что это — природные задатки будущей хозяйки? Или мамино горячее желание поддержать в своей маленькой помощнице интерес к кухне и совместной деятельности? Разумеется, второе.

Возможно, большинство детей примерно в одно и то же врем, начинает ходить или говорить, читать или обманывать старших не только потому, что созревают определенные психофизиологические механизмы, но и потому, что взрослые решают про себя «Пора». Когда семья единодушно ожидает очередных достижений и проступков от ребенка, когда все взрослые уверены, что вот-вот наступит счастливый миг, создается какая-то особо благоприятная атмосфера, провоцирующая качественный перелом, скачок в развитии малыша.

Выходит, главное — договориться между собой о том, чего желать от ребенка на каждом возрастном отрезке жизненного пути? Такой радужный идеализм вряд ли найдет приверженцев. Трезвые родители справедливо возразят, что родительские желания долж­ны, как минимум, соответствовать возможностям ребенка. Несом­ненно. Чтобы ориентироваться в этих возможностях, в следующий раз мы и пого­ворим об индивидуальном темпе психического развития детей, о скорости прохождения ребенком конкретных возрастных стадий. Что же касается влияния семьи на психическое развитие ребенка, то рискнем утверждать, что правильные представления взрослых об особенностях того или иного возраста, вера в своих детей, умение своевременно поддержать их, не дать оступиться — залог успеха.

Кiлькiсть переглядiв: 256

Коментарi