Что такое возраст? Влияют ли возрастные особенности на формирование индивидуальности?

Каждый взрослый ответит на эти вопросы по-своему. Один, что возраст — определенная стадия развития, на которой по-новому проявляется детская индивидуальность, изначально заданная наследственностью, семейной атмосферой, воспитательными усилиями. По мнению этого человека, ребенок автоматически продвигается по возрастной лестнице, реализуя с большим или меньшим успехом имеющиеся у него задатки. Как поезд, идущий по расписанию. Другой возразит: откуда же в таком случае неожиданные повороты и ускорения в психическом развитии сына или дочери? Чем объяснить качественные скачки, которых никто заранее не мог предугадать? Этот взрослый будет доказывать, что каждый возраст не похож на предыдущий, что он таит в себе сюрпризы, не всегда радующие родителей.

Интересно проследить, как сразу же находят взаимопонимание только что разговорившиеся супружеские пары, когда выясняют, что и у тех, и у других дети — шестилетки, которым завтра в шко­лу. Сколько общих проблем обнаруживают случайные попутчики, имеющие детей-подростков. Значит, при всех индивидуальных различиях существуют особенности возраста как самостоятельной эпохи, внутри которой всегда проходит центральная линия развития, становления индивидуальности. Бывает, у старшего сына детство прошло относительно несложно, бесконфликтно, зато с первых школьных дней начались проблемы, а вот младший с ясельного возраста плохо адаптируется в детском коллективе, никак не может усвоить требования дошкольного учреждения и заставляет семью по-новому взглянуть на казавшийся импрежде безоблачным возрастной период.

Тот или иной возраст переживается по-разному, для каждого ребенка ступеньки возрастной лестницы как будто разной крутизны. На некоторых этапах ход психического развития замедляется а другой период ребенок проскакивает стремительно, почти незаметно для окружающих. Это своеобразие переходов от одного возраста к другому, разная значимость, интенсивность, наполненность для любого человека того или иного возрастного периода свидетельствует о том, что психическое развитие нельзя понимать как естественный биологический процесс, внутри которого существуют некие абсолютные, неизменные стадии.

Существует возраст, отмеряющий физическое время жизни индивида. Его можно назвать, к примеру, паспортным. Есть и возраст нравственный, личностный, социальный. Два этих измерения практически никогда не совпадают. Психологический и биоло­гический возраст — далеко не одно и то же. Если о биологическом можно судить по появлению и смене зубов, к примеру, выделяя беззубое, молочнозубое, и, наконец, постояннозубое детство, то возраст психологический подобными вехами обозначить не уда­ется. Почему? Попробуем разобраться в этом при помощи просто­го психологического приема.

Возьмите чистый лист бумаги и обозначьте на нем схематиче­ски, в виде вертикальной прямой, весь свой жизненный путь от рождения до сегодняшнего дня, а затем и до неизбежной в отдален­ном будущем смерти. Теперь разбейте этот путь на произвольное число отрезков так, чтобы они соответствовали основным, по вашему мнению, возрастным этапам. Напишите, как бы вам хоте­лось назвать каждый из периодов. Может быть традиционно: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость. Может как-то иначе: родители, школа, товарищи, любовь, семья, дети, внуки. Посмотрите, в каком месте вертикальной прямой вам хочет­ся обозначить свой нынешний возраст, сколько ступеней уже поза­ди, а сколько в будущем. Если большая часть графика относится к прошлому, а вы еще не достигли среднестатистической зрелости (35— 37 лет), значит ваш психологический возраст по каким-то причинам опережает паспортный. Если многое еще впереди, в то время как по паспорту половина жизни в прошлом,— вы моложе своих реальных лет. Более точные расчеты можно произвести, обратившись к специальной литературе по этой проблеме. Для нас же сейчас ясно, что «психологическое старение» совсем не обязательно совпадает с появлением морщин и седин. Речь идет о мировосприятии, ощущении себя творцом собственной жизни, ее активным созидателем.

Вернемся ненадолго к нашему графику, обозначающему жизненный путь. Представим себе каждый из обозначенных нами, периодов — и прожитый, и еще не наступивший – и попытаемся написать три-пять приятных слов, которые у нас с этим этапом ассоциируются. Затем надо будет написать столько же слов неприятных. Теперь ясно видно, как непохожи возрастные ступеньки друг на друга. По-новому представляешь свою жизнь, понимаешь, почему ты именно такой сегодня, чувствуешь, чего не достает, с чем приходится в себе мириться, а что необходимо все-таки переделывать, изменять. Пусть все взрослые члены семьи, папы и мамы, бабушки и дедушки, сопоставят свои графики. Пестрота картины будет явной, воспоминания о дошкольном и школь­ном детстве - очень разными. Угадать, когда наиболее ярко раскрывается индивидуальное своеобразие, трудно. Что запомнится ребенку на долгие годы, а что не окажет на него никакого влияния, покажет время. Нетрудно сделать вывод, что определять психологический возраст по какому-то универсальному, применимому для всех, одинаковому признаку,— нереально.

Может кому-то из родителей покажется, что возраст — это нечто условное, раз вехи жизненного пути мы только что расставляли произвольно, как кому вздумается. Дело в том, что существует как субъективный, так и объективный психологический возраст.

И «вехи», разграничивающие возраст, могут быть расставлены не в любых точках жизненного пути ребенка, а исключительно и единственно в тех, в которых объективно заканчивается один и берет начало другой возраст. Существуют объективные показатели смены возрастных этапов, на каждом из которых создаются благоприятные условия для вполне определенных проявлений индивидуальности. Чем гармоничнее происходит развитие ребенка, тем более комфортно он себя чувствует, тем реже высказывает желание быть старше или моложе своих лет. Кстати, далеко не все дети жаждут поскорее вырасти, как это нередко кажется. Примерно каждый третий ребенок, если верить специалистам-психо-неврологам, желает оставаться таким, как есть.

Спросим себя, хочется ли нам вернуться в детство. Если хочется, значит не все благополучно в настоящем, значит о гармоничности развития личности говорить пока не приходится. Оказывается, чем человек уравновешеннее и гармоничнее, чем более счастливым себя чувствует, тем меньше у него желания возвратить детство, даже если считает его стопроцентно прекрасным и родителей своих оценивает сугубо положительно.

Практикум для родителей

ЗАДАНИЕ 1

Попытайтесь определить психологический возраст всех взрослых членов семьи а также своих друзей и знакомых, исходя из знания их индивидуальных особенностей, отношения к собственной жизни, оценок прошлого и планов на будущее Для облегчения задачи можно произвести несложные подсчеты. Еслипринять все то, что хотелось бы совершить на протяжении жизни, за сто процентов, то сколько к настоящему времени реализовано? Допустим, тридцать процентов. Осталось спросить каждого, с кем вы проводите эксперимент, до какого возрасти он думает дожить. Предположим, до восьмидесяти лет. Тогда получится, что за восемьдесят лет реализуется (в идеале) сто процентов замыслов, а к настоящему времени уже реализовано тридцать процентов. Выходит, психологический возраст вашего тестируемого — двадцать четыре года.

Сравните с тем возрастом, который вы первоначально сами определили для своего супруга (супруги), исходя из субъективных представлений. Напомним, что речь идет не о вашей моложавости, подтянутости, подвижности, а о том, насколько человек молод душой, как широки его интересы, в достаточной ли мере гибки установки.

Попросите своих близких назвать ваш психологический возраст, затем подсчитайте его по предложенной выше схеме. Сопоставьте полученные результаты и обсудите их в кругу семьи. Кто из членов семьи видит вас моложе, чем на самом деле, а кто, наоборот представляет значительно старше? Почему, как вы думаете?

Разминка закончена. Теперь можно подумать о соотношении реального и психологического возраста ваших детей. Сначала определите это соотношение независимо друг от друга и лишь затем сопоставьте полученные результаты.

Подобное задание желательно повторять хотя бы раз в год. Их можно приурочить к дням рождения членов семьи или к Новому году.

Кiлькiсть переглядiв: 242

Коментарi